Ленин о марксизме в тех условиях, при котрых Маркс и Энгельс не жили и потому в принципе не могли описАть :
Ленин о марксизме как о противовесе теории стихийности "когда-нибудь все само собой разрулится" (очень нравившейся буржуазии) :
"Диссидент наоборот" (боровшийся с отклонениями о марксизма-ленинизма, дискредитириующими саму идею) А. Зиновьев :
Еснсо с жесточайшим прессингом к тем кто подрывает !национальный дух и дух времени" - к ихним либерал-буржуинам, "путиным", "чубайсам", призывающим каяться, стыдиться предков,...
Очень толково и доходчиво об этапах развития марксизма и общества (Марск и Энгельс ессно могли дать только общие принципы - просто в силу того, что были родоначальниками теории, и потому что применять на деле эту практику пришлось в соверещеннг разных условиях и при разных педпосылках) - почему не удалось "умертвить" государство, что считать социализмоми что коммунизмом, практические шаги...
Учение марксизма-ленинизма о роли государства при социализме разработано в трудах И. В. Сталина всесторонне. Товарищ Сталин разрешил наиболее существенные теоретические проблемы, имеющие огром ное практическое значение.
Доклад товарища Сталина о проекте советской Конституции и ныне действующая Сталинская Конституция — это подлинная энциклопедия по вопросам социалистического государства.
В трудах Маркса, Энгельса и Ленина социалистическое общество рассматривается в его общей форме, как будущее бесклассовое общество. В трудах товарища Сталина социалистическое общество рассматривается как уже сложившееся и действующее общество.
Социалистическое общество в СССР построено и существует уже длительное время. Оно вступило в полосу постепенного перехода к коммунизму. И тем не менее советское социалистическое общество еще не является бесклассовым обществом.
Товарищ Сталин, обосновывая советскую Конституцию, указывал, что первая статья Конституции говорит о классовой природе советского социалистического общества, состоящего из дружественных между собою классов рабочих и крестьян. Это настолько существенный вопрос для теории и практики, что не считаться с ним ныне никто не может.
В докладе на XVIII съезде партии товарищ Сталин дал теоретическое обоснование исторических форм Советского социалистического государства. Он указал, что Советское государство прошло две фазы в своем развитии. Первая фаза соответствовала этапу, когда в СССР существовали еще и эксплуататорские классы, и задачей Советского государства являлось уничтожение эксплуататорских классов. Вторая фаза начинается от момента уничтожения эксплуататорских классов и построения социалистического общества. В первой фазе Советскому государству были присущи функции, внешне схожие с функциями всякого классового государства, и главной из них было подавление сопротивления свергнутых эксплуататорских классов. Во второй фазе, когда уже построено социалистическое общество, у Советского государства отпадает функция подавления эксплуататорских классов.
Вместо этой функции у социалистического государства возникли и развились новые функции, которых никогда не имелось ни у какого другого государства. Этими функциями являются организационно-хозяйственная и культурно-воспитательная, имеющие своей целью завершение строительства социалистического общества и переход к коммунистическому обществу. Вместе с тем появилась функция охраны социалистической собственности и полностью сохранилась функция военной защиты страны от нападений извне.
Когда наше общество начало осуществлять постепенный переход к коммунизму, стал практически насущным вопрос о судьбах государства при коммунизме. Товарищ Сталин, решая этот вопрос, исходит из конкретных условий перехода к коммунизму в СССР, когда коммунизм строится пика только в Советском Союзе, при наличии агрессивных империалистических государств, пытающихся осуществить интервенцию в нашей стране с целью реставрации капитализма.
И. В. Сталин показал, что государство в СССР сохранится и тогда, когда коммунизм будет построен, если к этому времени не отпадет внешняя опасность нападения со стороны сильных капиталистических государств, Другими словами, государство при коммунизме сохранится до тех пор, пока коммунизм не победит во всем мире или, по крайней мере, в большинстве капиталистических стран. Это подлинно новая глава в теории научного коммунизма, вписанная товарищем Сталиным.
Товарищ Сталин доводит точку зрения Маркса и Ленина до ее логического конца. Государство отомрет только при победе коммунизма во всем мире. Но Маркс и Энгельс вообще исходили из того, что победа коммунизма возможна Только как одновременная победа в международном масштабе. Ленин, создав теорию построения социализма в отдельно взятой стране, вопрос о победе коммунизма в одной стране оставлял открытым, как вопрос отдаленного будущего, а вопрос об отмирании государства относил к будущему коммунистическому обществу. В новых исторических условиях возник вопрос, сохранится ли государство при победе коммунизма в одной стране. Этого вопроса не только не решали, но и не ставили ни Маркс, ни Энгельс. Его не ставил и Ленин, так как для постановки и решения этого вопроса тогда не было необходимого исторического опыта. И. В. Сталин поставил и решил этот вопрос.
И только на основе решения этого совершенно нового вопроса товарищ Сталин подходит к проблеме отмирания государства. Этот вопрос И. В. Сталин рассматривает в связи с условиями победы коммунизма сначала в одной стране, в СССР, а затем уже и в некоторых других странах, но опять-таки не одновременно во всех. Из этого безусловно вытекает, что процесс отмирания распространяется на очень длительный период, по крайней мере до тех пор, пока не будут созданы для этого условия во всех странах мира или по крайней мере в главных странах, в которых коммунизм будет всесторонне развит. Затем государство при коммунизме будет проходить различные ступени, фазы своего развития. Когда в СССР осуществится переход к коммунизму, исчезнут различия между рабочим классом и крестьянством, то и государство утратит свою классовую природу. Когда же к коммунизму перейдут другие страны, особенно когда коммунизм победит в большинстве стран или во всех странах мира, то тем более государство приобретет новые функции, вытекающие из этих совершенно новых условий.
Значение работ товарища Сталина о Советском государстве определяется еще и тем, что, как учит товарищ Сталин, без государства невозможно построить ни социализм, ни коммунизм. Социалистическое государство является главной решающей силой как для завершения построения социалистического общества, так и для построения коммунистического общества.
IV
Социализм и коммунизм являются одной общественно-экономической формацией. Это один и тот же способ производства — коммунистический. При социализме и коммунизме средства производства находятся в общественной собственности; как в первом, так и во втором отсутствует эксплуатация человека человеком.
Социализм и коммунизм имеют много общего и в некоторых других отношениях. Однако между ними существует и различие. Ленин в 1917 году говорил, что, по-видимому, между социализмом и коммунизмом будут существовать значительные политические различия. Только когда общество подойдет вплотную к переходу от социализма к коммунизму, тогда эти различия возникнут и будут определены. Маркс, Энгельс и Ленин подчеркивали, что это две ступени одного и того же общественного строя, и различия между ними состоят в степени экономической зрелости: коммунизм — более высокая ступень развития производительных сил, созданных в социалистическом обществе. Ленин указывал, что, когда общество перейдет к социализму, социализм неизбежно будет перерастать в коммунизм. Маркс в «Критике Готской программы» говорит, что между социализмом и коммунизмом нет никакой китайской стены, что переход от социализма к коммунизму совершается постепенно на основе дальнейшего развития социалистического строя; коммунизм есть прямое и естественное продолжение социализма,
И. В. Сталин подчеркивает решающую роль социалистического государства как в создании социализма, так и при переходе от социализма к коммунизму. Это показывает, как в новую эпоху по-новому ставит товарищ Сталин вопросы научного коммунизма.
Товарищу Сталину принадлежит та всемирно-историческая заслуга в развитии теории научного коммунизма, что только он впервые в истории марксизма определил исторический уровень развития производительных сил, при котором становится возможным осуществление перехода ко второй фазе коммунизма. Маркс в «Критике Готской программы» указал на тот необычайно высокий уровень развития производительных сил, который необходим для перехода к коммунизму, но каков должен быть конкретно этот уровень,— об этом, естественно, он ничего не мог сказать.
Ленин уже более конкретно решает этот вопрос. Он говорит, что для построения социализма в Советском государстве производительные силы должны не только догнать, но и обогнать самые передовые капиталистические страны, а производительность труда должна быть наивысшей по сравнению с тем, что дал капитализм. Это уже более конкретное решение вопроса, чем оно было у Маркса; это и понятно, так как Ленин рассматривает реально существующее пролетарское государство, именно Советскую Россию, где победила диктатура пролетариата.
Ленин гениально решил основные проблемы построения социализма. Он указал, что мы должны создать передовую промышленность, основанную на современной технике. Необходимо, говорил Ленин, индустриализировать Россию и перевести на социалистический путь многомиллионное крестьянство. Знаменитый кооперативный план Ленина — это поистине творение гения. Ленин исходил из конкретных условий, сложившихся после установления диктатуры пролетариата. Несмотря на всю историческую отсталость России в области экономики, отсталость промышленности, а также отсталость сельского хозяйства, Ленин наметил пути построения социалистического общества в Советской России. То был взлет ленинского гения, который показал, что мы в состоянии решить своими силами все задачи, связанные с построением социализма, несмотря на их грандиозность и трудность.
Товарищ Сталин, взяв за основу ленинские положения о путях построения социализма в Советской России, воплотил эти положения в конкретную программу индустриализации страны и обобществления сельского хозяйства. Это были задачи необычайной трудности. Только такая партия, как наша, созданная и воспитанная Лениным и Сталиным, только такой рабочий класс, как советский, осуществивший величайшую в истории революцию, могли взяться за осуществление этой программы.
Сталинские пятилетки — необычайно богатый вклад в теорию научного коммунизма. Здесь были освещены такие стороны и проблемы этой теории, о существовании которых раньше никто не подозревал. Достаточно указать только на то, что потребовалось научно обосновать соотношение отдельных отраслей промышленности в социалистическом хозяйстве, выдвинуть на первое место промышленность, производящую средства производства. Выдающееся теоретическое и революционно-практическое значение представляла проблема создания новых кадров для всех отраслей советского социалистического хозяйства, проблема овладения новой техникой миллионами людей, впервые приобщающимися к передовой технике, и т. д. Все эти вопросы нашли полное освещение в работах товарища Сталина, и ныне это составляет такой теоретический арсенал, который вооружает все коммунистические партии, приступающие к строительству социализма в странах народной демократии, .а в недалеком будущем, несомненно, с этими вопросами практически столкнутся и коммунистические партии других стран.
Каждый шаг вперед в строительстве социалистического общества был новым революционным творчеством и в практике и в теории.
Учение о классах и классовой борьбе, глубочайше развитое товарищем Сталиным на опыте ликвидации эксплуататорских классов в нашей стране, представляет неоценимый вклад в сокровищницу марксизма-ленинизма. Это учение ныне служит повседневным руководством в революционной деятельности других стран, строящих социализм. Оно приобретает еще большее значение и бесспорно будет конкретизировано и развито дальше с переходом к построению социализма в других капиталистических странах. Достаточно подчеркнуть такую сторону социалистического строительства, как пути ликвидации последнего и самого многочисленного капиталистического класса — кулачества. Мы не найдем ни у Маркса, ни у Энгельса положений, кроме самых общих, сколько-нибудь приближающихся к практическому решению этой задачи. Маркс; и Энгельс отдавали себе отчет в трудности вопроса о классах в деревне, понимая, что только революционная практика подскажет окончательные и наиболее верные пути и методы решения его. В работе «Крестьянский вопрос во Франции и Германии» Энгельс писал: «Совсем просто обстоит дело только с крупным землевладением. Здесь перед нами совершенно неприкрытое капиталистическое предприятие, а раз так, у нас уже не может быть никаких сомнений. Здесь перед нами масса сельского пролетариата, и задача наша ясна» (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., т. XVI, ч. II, стр. 459). Говоря о крупных и средних крестьянах, Энгельс указывает: «От насильственной экспроприации мы, вероятно, и тут откажемся, но сможем, впрочем, рассчитывать на то, что экономическое развитие научит уму-разуму и эти крепкие головы» (там же). Как далеки еще эти положения от той реальной практики, какая сложилась в СССР. Ныне же всякий вдумчивый марксист в любой стране скажет, что последний капиталистический класс в сельском хозяйстве может быть только экспроприирован и только на основе добровольного обобществления производительных сил бедняков и середняков, на основе сплошной коллективизации сельского хозяйства. Решение И. В. Сталиным вопроса о путях ликвидации эксплуататорских классов, вообще и в особенности последнего и самого многочисленного эксплуататорского класса — кулачества является подлинно новым вкладом в теорию научного коммунизма, в учение о путях и методах построения коммунистического общества.
Первостепенное научное и практическое революционное значение имеет проблема приобщения к социализму многомиллионных масс крестьянства. В СССР перешло к социализму много десятков миллионов крестьянского населения, находившегося до этого на самых различных ступенях исторического, экономического и культурного развития и состоявшего из представителей различных национальностей. Опыт преобразования крестьянского хозяйства в крупное колхозное производство, осуществленный в нашей стране, может служить примером для крестьянства всего мира — и Запада и Востока.
В. И. Ленин оставил нам гениальное теоретическое решение аграрного вопроса. Во всем конкретном богатстве, практическом и научном, этот вопрос встал только тогда, когда многомиллионные крестьянские массы под руководством рабочего класса активно и сознательно вступили на путь построения социализма. Проблемы социалистической переделки сельского хозяйства всесторонне разработаны товарищем Сталиным и составляют важнейшую часть научного коммунизма. Товарищ Сталин открыл артельную форму сельского хозяйства как главную форму строительства социализма в деревне. На основе всестороннего развития сельскохозяйственной артели осуществляется переход к высшей форме в сельскохозяйственном производстве. Это настолько значительный вклад в теорию марксизма-ленинизма, что без него в настоящее время буквально ни в одной стране народной демократии, приступающей к строительству социализма, нельзя сделать и шагу.
Известно, что крестьянство имеет двойственную природу. Это усложняет решение крестьянского вопроса настолько, что он становится главным вопросом после завоевания власти рабочим классом. Каждый шаг, каждое мероприятие в переходе крестьянства к социализму были новым историческим творчеством. Товарищ Сталин с присущей ему гениальностью, обобщая опыт масс, открывал новые и новые закономерности развития социализма. Весь арсенал марксистско-ленинской науки, вся глубина диалектики Маркса, Энгельса и Ленина привлекались И. В. Сталиным для решения сложнейших вопросов. В трудах товарища Сталина вскрыта вся сумма противоречий, связанных с переходом многомиллионных крестьянских масс к социализму. Только научное марксистское, ленинское решение этой сложной проблемы могло безошибочно указать правильные пути в строительстве нового, социалистического общества.
С какой глубиной и последовательностью наша партия во главе с товарищем Сталиным решала вопросы о переходе крестьянства к социализму, показывает такой пример.
Марксизм учит, что новые производственные отношения возникают только на основе новых производительных сил. Колхозный строй — это новые производственные отношения, социалистические отношения. Следовательно, прежде чем в деревне могли возникнуть социалистические производственные отношения, надо было создать в стране новые, социалистические производительные силы, которые подготовили бы революционный переворот в деревне.
На протяжении ряда лет партия упорно и последовательно создавала социалистическую индустрию, в том числе и сельскохозяйственное машиностроение. Когда были созданы новые производительные силы в стране, когда новая техника стала прочно входить в жизнь деревни,— в сознании крестьянства начался великий перелом. Новые производительные силы — техника, люди, овладевающие этой техникой,— не могли больше уместиться в рамках старых производственных отношений, в рамках индивидуальной крестьянской собственности.
Но этот процесс — переход от старых производственных отношений к новым — при диктатуре пролетариата не является стихийным. Этот процесс на основе общих законов развития социализма направляется коммунистической партией. Прежде чем крестьянство осознало необходимость перехода к социализму, партия в течение ряда лет не только готовила новую технику, но и идейно-политических воспитывала крестьянство, доказывая ему необходимость и преимущества социализма.
Товарищ Сталин в работе «О диалектическом и историческом материализме» учит, что, прежде чем произойдет революция в производственных отношениях, должна произойти революция в сознании масс. Новые экономические отношения не могут победить без того, чтобы массы сознательно их приняли и повели борьбу за их победу, за их утверждение в жизни.
Когда развились новые производительные силы, в сознании крестьян созрела необходимость покончить со старым, индивидуальным, отсталым хозяйством и перейти на путь социализма, на путь коллективного ведения сельского хозяйства.
Так большевистская партия .под руководством товарища Сталина готовила и совершила великий революционный переворот в деревне, равный по своему значению революционному перевороту в октябре 1917 года.
В трудах товарища Сталина эта важнейшая проблема строительства социализма в сельском хозяйстве освещена обстоятельнейшим образом и составляет огромный вклад в сокровищницу научного коммунизма.
Труды товарища Сталина служат путеводной звездой строителям экономических и культурных основ социализма в странах народной демократии. Они воодушевляют многомиллионные массы рабочих и крестьян капиталистических стран, показывая им, что единственным спасением для них является переход к социализму, а как осуществить этот переход — это со всей ясностью показано в трудах товарища Сталина.
Ленин научно решил вопрос о возможности победы социализма в одной стране. И. В. Сталин исчерпывающе осветил теорию и практику этого вопроса. Шаг за шагом, из года в год, товарищ Сталин развивал учение о возможности победы социализма в одной стране. В ходе развития этого учения, в ходе успешного строительства социализма, партия, под руководством товарища Сталина, разбила троцкистскую, бухаринскую, зиновьевскую оппозицию, разгромила враждебные политические группы, преодолела невероятные препятствия, чинимые внутренними классовыми врагами и международным империализмом. Вопреки всем усилиям врагов, в СССР победил социализм, а теория научного коммунизма всесторонне обогащена и развита гением товарища Сталина.
И. В. Сталин, разрабатывая теорию построения социализма, теорию научного коммунизма, создал политическую экономию социализма. Он сформулировал все основные законы экономического и политического развития социализма, вскрыл и показал все существенные противоречия, в ходе преодоления которых создается социалистическое общество. Товарищ Сталин открыл движущие силы социалистического общества.
К числу выдающихся научных открытий И. В. Сталина относится закон взаимодействия производительных сил и производственных отношений социалистического общества. Маркс доказал, что при капитализме основой развития производительных сил и производственных отношений являются непримиримые антагонистические противоречия между ними. Когда противоречия между производительными силами и производственными отношениями достигают наибольшего углубления, тогда производственные отношения перестают соответствовать производительным силам, становятся тормозом для дальнейшего развития производства.
В эпоху капитализма производство принимает общественный характер; буржуазия как класс, владеющий средствами производства, все
более и более отстраняется от производства; она превращается в паразитический класс и мешает развитию производительных сил. Таким образом, буржуазные производственные отношения, когда-то содействовавшие развитию производства, превратились в путы, связывающие развитие производительных сил. Ныне буржуазная собственность является величайшим злом; она служит главным тормозом к безграничному развитию производства на благо трудящихся. Противоречие устраняется тем, что общественные производственные отношения приводятся в соответствие с производительными силами. Это может быть разрешено толь-
ко социалистической революцией.
Маркс доказал, что капитализм является последним антагонистическим способом производства, что за ним последует способ производства, основанный на товарищеских взаимоотношениях. Но не располагая конкретным историческим опытом, Маркс не мог раскрыть всю глубину законов социалистического способа производства.
И. В. Сталин, обобщая опыт построения социализма, опыт развития производительных сил и производственных отношений в СССР, в работе «О диалектическом и историческом материализме» сформулировал закон соотношения производительных сил и производственных отношений в СССР. Он показал, что в социалистическом обществе производительные силы и производственные отношения находятся в полном соответствии между собою.
Практически это означает, что производительные силы, орудия и средства производства принадлежат всему обществу. Производственные отношения теперь стали отношениями товарищеского сотрудничества и социалистической взаимопомощи. При социализме средства производства соединились с производителями. Между первыми и вторыми не стоят общественные классы — феодалы и буржуазия, которые узурпировали средства производства и эксплуатировали при их помощи трудящихся. «При социалистическом строе,— пишет И. В. Сталин,— который осуществлен пока-что только в СССР, основой производственных отношений является общественная собственность на средства производства. Здесь уже нет ни эксплуататоров, ни эксплуатируемых. Произведенные продукты распределяются по труду согласно принципа: „кто не работает, тот не ест". Взаимные отношения людей в процессе производства характеризуются здесь, как отношения товарищеского сотрудничества и социалистической взаимопомощи свободных от эксплуатации работников. Здесь производственные отношения находятся в полном соответствии с состоянием производительных сил, ибо общественный характер процесса производства подкрепляется общественной собственностью на средства производства» («Вопросы ленинизма», стр. 558).
Это означает, что между производительными силами и производственными отношениями больше не существует антагонистических противоречий. Товарищ Сталин показал, что это соответствие является величайшим преимуществом социалистического общества, так как производительным силам предоставляется неограниченная возможность развития, ибо производственные отношения, полностью соответствуя производительным силам, не только не мешают им, а, наоборот, содействуют их развитию. Средства производства являются общественной собственностью, т. е. собственностью всего народа; народ заинтересован в их широчайшем развитии. Темпы развития социалистической экономики, в особенности в послевоенное время, когда социализм развернул все свои возможности, превосходят все, что когда-либо знала история.
Следующим важнейшим законом развития социалистического общества является закон расширенного социалистического воспроизводства. Это означает, что социалистическая экономика развивается по принципу все ускоряющегося и расширяющегося воспроизводства. Социалистической экономике, таким образом, не свойственно ни топтание на месте, ни кризисы перепроизводства. Что же касается капиталистической экономики, то ей свойственны и топтание на месте, и движение вспять, и разрушительные, всепотрясающие экономические кризисы. Так, например, современная экономика капиталистической Европы, включая такие страны, как Англия, Франция, Италия, еще не достигла довоенного уровня,— уровня, предшествовавшего второй мировой войне, а этот уровень был ниже довоенного уровня, предшествовавшего первой мировой войне, т. е. ниже уровня 1913 года. Выходит, что за последние 36 лет хозяйство капиталистической Европы топчется на месте.
Исключительно важное значение имеет учение И. В. Сталина о том, что социализм развивается, как и все в мире, через противоречия, в борьбе противоречий. Товарищ Сталин сформулировал как общий закон, свойственный природе, обществу и мышлению, что развитие идет через борьбу старого с новым, что самое развитие, самый прогресс есть постоянная борьба старого и нового, постоянное отмирание старого и нарождение нового. Подчеркивая эту сторону, товарищ Сталин нашел выражение специфического, присущего социалистическому обществу характера развития диалектических противоречий. В. И. Ленин указывал, что при коммунизме антагонизмы исчезнут, а противоречия останутся. Товарищ Сталин конкретизировал это гениальное положение Ленина. Закон противоречивости развития во всем внешнем мире, закон борьбы старого с новым, отмирающего и нарождающегося, находит свое выражение и в политике, и в экономике, технике, культуре, науке, сознании, в быту и т. д. Само собою разумеется, что этот закон диалектики сохраняет всю свою силу как закон о непримиримых, антагонистических противоречиях там, где сами эти противоречия носят антагонистический характер.
Понимание развития социалистического общества как противоречивого развития вооружает наши кадры умением видеть борьбу старого, отживающего, с нарождающимся новым. Это учит советских людей постоянно искать в жизни новое, нарождающееся и идущее на смену старому, постоянно содействовать, помогать победе нового над старым. В этом залог всех побед в построении социализма и коммунизма. Ввиду того, что в нашем социалистическом обществе отсутствуют антагонизмы, и противоречия не вскрываются в порядке катаклизмов, в порядке непримиримой борьбы,— в связи с этим особо важное значение имеет способ обнаружения противоречий в социалистическом обществе. Товарищ Сталин постоянно указывает на роль и значение критики и самокритики как самого верного метода обнаружения противоречий. Критика и самокритика служат основным методом обнаружения противоречий в нашем развитии, они являются новой, диалектической закономерностью социалистического общества.
V
Советское социалистическое общество еще до Великой Отечественной войны вступило в полосу постепенного перехода от социализма к коммунизму. Вопрос о том, что социализм в одной стране можно построить, давно был ясен для всей партии, для всех строителей социализма. Но в связи с победой социализма возник новый вопрос: возможно ли построить коммунистическое общество, полный коммунизм в одной стране? Товарищ Сталин решил и этот вопрос. Исходя из генеральных положений теории научного коммунизма, что коммунизм в своем развитии проходит две фазы, что вторая фаза есть продолжение первой, И. В. Сталин сделал тот вывод, что в СССР можно построить коммунистическое общество, даже если сохранится капиталистическое окружение. Товарищ Сталин показал, что дальнейшая творческая, созидательная работа советского народа неизбежно приведет к коммунизму, что советские люди уже практически начали осуществлять постепенный переход от социализма к коммунизму.
Как указывалось раньше, выдающийся вклад в теорию научного коммунизма составляет решение товарищем Сталиным вопроса о том исторически необходимом уровне развития производительных сил, который обеспечивает переход к коммунизму. И. В. Сталин показал, что, когда в советском обществе производительные силы достигнут такого уровня, что в экономическом отношении мы обгоним самые передовые капиталистические страны, включая и США, мы достигнем той высокой экономической зрелости, при которой станет возможным переход к коммунизму.
Товарищ Сталин дал конкретную экономическую программу, выполнение которой обеспечивает переход от социализма к коммунизму. Для этого необходимо, чтобы производительные силы СССР могли ежегодно обеспечить производство 50 млн. тонн чугуна, 60 млн. тонн стали, 500 млн. тонн угля, 60 млн. тонн нефти. Соответственно этому должны получить развитие и другие отрасли народного хозяйства СССР. Достижение такого уровня и будет означать создание необходимой материальной базы коммунизма. Осуществление этого плана потребует новых больших капиталовложений, строительства новых промышленных предприятий на базе все более совершенной техники. Для осуществления этого плана, говорит товарищ Сталин, потребуется три пятилетки, а то и больше.
Досрочное выполнение первой послевоенной пятилетки показывает, что эту величайшую историческую задачу советское общество успешно осуществляет. Уже с выполнением этой пятилетки уровень промышленной продукции СССР возрастет по сравнению с довоенным 1940 годом в целом на 48%, а по некоторым отраслям промышленности значительно больше. Так, в 1950 году машин и оборудования будет произведено в два раза больше, чем до войны. Количество металлорежущих станков превысит на 30% станочный парк Соединенных Штатов Америки, имевшийся в 1940 году. Производство электроэнергии увеличится на 70%, добыча угля более чем на 50%. Советская промышленность не только по технике и темпам развития, но и по своей структуре уже теперь имеет преимущества перед капиталистической промышленностью. В США доля машиностроения в продукции промышленности составляла в 1935 году 17.6, в Великобритании 16.2, в СССР же к концу второй пятилетки машиностроение составляло 25%.
Сельское хозяйство в послевоенной пятилетке сделало огромный шаг вперед. В 1949 году оно достигло довоенного валового сбора зерна, а по производительности с гектара этот уровень уже превзойден. К концу пятилетки валовая продукция сельского хозяйства увеличится на 27% по сравнению с 1940 годом. Годовой сбор зерна достигнет 127 млн. тонн.
За годы послевоенной пятилетки сельское хозяйство получит около 350 тысяч тракторов, из них только в 1949 году 150 тысяч, и множество других высокопроизводительных сельскохозяйственных машин. Будет построено за пятилетку около тысячи новых машинно-тракторных станций.
В невиданных размерах развивается электрификация сельского хозяйства и связанных с ним производств. Только одних мелких сельских гидроэлектрических станций строится мощностью на 1 млн. киловатт-часов, что обеспечивает электрификацию не только МТС и совхозов, но и около трети всех колхозов. В ближайшие годы еще шире развернется электрификация сельского хозяйства.
Огромное, поистине всемирное значение в развитии производительных сил сельского хозяйства, в создании изобилия продуктов имеет Сталинский план полезащитных лесонасаждений и строительства водоемов в степной полосе, а также вся система намечаемых агрономических мероприятий.
Такие грандиозные планы преобразования природы может осуществить только социалистическое общество. И чем дальше мы пойдем по пути продвижения к коммунизму, тем все более и более грандиозные задачи развития производительных сил будет в состоянии решать наш советский народ.
Советское государство особое внимание уделяет развитию науки. Канули в вечность те времена, когда наука и труд были разъединены, когда связь науки с производством была случайной, когда развитие науки подчинялось интересам эксплуататоров. Гениальный Ленин говорил, что при коммунизме все знания, все достижения науки и техники будут поставлены на службу народу. Эти слова претворены в жизнь. Наука превратилась в величайшую движущую силу развития советского общества по пути к коммунизму. Наука и труд объединились. Благодаря науке все более и более совершенствуются техника, технология и способы ведения хозяйства. Наука каждодневно черпает из практики миллионов советских людей все новые и новые источники дальнейшего движения вперед, источники дальнейших новых и величайших открытий.
Товарищ Сталин, партия, Советское государство особое внимание уделяют развитию науки и создают такие условия для научного творчества, каких никогда еще наука не имела за всю историю своего существования.
Товарищ Сталин дал определение той высокой роли, которую выполняет наука в строительстве коммунизма, и поставил перед советскими учеными задачу — в ближайшее время превзойти достижения науки и техники за рубежом. Эта задача вполне посильна нашим ученым и во всех решающих направлениях близка к осуществлению. Американские империалисты кичились тем, что они создали атомную бомбу, и на этом построили свою политику шантажа, политику атомной дипломатии. Ученые лакеи империализма, занимаясь гаданием на кофейной гуще, предсказывали, что СССР овладеет атомной энергией и создаст атомную бомбу не раньше 1952 года. Каково же было их разочарование, когда они сами вынуждены были устами одного из главарей современного империализма — президента США Трумэна заявить, что СССР уже имеет атомную бомбу! Советское правительство подтвердило, что Советский Союз еще в 1947 году располагал секретом производства атомной энергии, а следовательно и атомной бомбы. Советские ученые выполнили одну из тех задач, которые перед ними поставил товарищ Сталин.
В дальнейшем роль советской науки и техники будет возрастать все более и более, ибо коммунизм связан с наивысшей техникой и самой совершенной технологией. При коммунизме производственные процессы во всех отраслях промышленности, транспорта, сельского хозяйства будут механизированы и автоматизированы. Самые мощные и новейшие источники сырья и энергии будут служить новыми источниками развития промышленности коммунистического общества. Атомная энергия, радиолокация, фотоэлементы, реактивная техника открывают неограниченные возможности роста производительности труда. Всестороннее и высокое развитие новейшей техники, автоматизация и механизация всех процессов производства приведут к устранению старого разделения труда. В связи с этим и самый труд изменится; он поднимется на более высокую ступень; неквалифицированный труд будет постепенно заменяться трудом квалифицированным.
Переход к коммунизму приведет к окончательной ликвидации различий между городом и деревней, между трудом индустриальным и сельскохозяйственным, а также между трудом умственным и физическим.
Коммунизм, по учению марксизма-ленинизма, означает полное уничтожение деления общества на классы. При коммунизме не будет ни рабочих, ни крестьян, а будут труженики единого бесклассового общества. Создание бесклассового коммунистического общества, стирание граней между рабочими и крестьянами будет осуществляться вместе с процессом окончательного уничтожения противоположности и различий между городом и деревней. В СССР эта противоположность уже в корне подорвана. В городе и деревне создан единый способ производства — социалистический. Советская деревня уже коренным образом изменила свой облик. Уровень культуры деревни неизмеримо вырос; ликвидируется деление страны на промышленные и сельскохозяйственные районы. Уже десятки тысяч сел и деревень не отличишь от города: они имеют свои театры, клубы, кино, электростанции, свою промышленность. Основной путь дальнейшей ликвидации различий между городом и деревней будет итти и дальше по линии индустриализации, электрификации сельского хозяйства, по линии превращения сельскохозяйственного труда в разновидность труда индустриального. Уже сейчас в СССР пахота тракторами составляет не менее 80% посевных площадей, уборка зерновых тракторным инвентарем — не менее 50%, молотьба молотилками от механического привода — более 90%. Деревянные сохи, бороны и другие деревянные орудия производства старой деревни в недалеком будущем можно будет найти только в музее древностей, где они станут красоваться вместе с каменным топором.
Масштабы и темпы механизации и электрификации сельского хозяйства приведут в ближайшем будущем к завершению процесса превращения сельскохозяйственного труда в разновидность труда индустриального. Коммунизм обеспечивает единую техническую базу промышленности и сельского хозяйства. Следовательно, переход к коммунизму уничтожит в корне различия в характере труда промышленного и сельскохозяйственного. На основе развития производства будут происходить изменения и в классовой структуре, в социальном обществе, в сознании людей, т. е. будет происходить процесс окончательного стирания различий между рабочим классом и крестьянством. Будет идти процесс стирания различий между двумя формами социалистической собственности — общенародной и кооперативной.
И. В. Сталин разрешил величайшей важности задачу — каким путем пойдет дальнейший переход деревни от социализма к коммунизму с точки зрения общественной формы хозяйства в деревне. На XVII съезде ВКП (б) товарищ Сталин говорил, что современная сельскохозяйственная артель, всесторонне развиваясь, в дальнейшем перейдет на высшей стадии своего развития в коммуну. «Будущая сельскохозяйственная коммуна возникнет тогда, когда на полях и в фермах артели будет обилие зерна, скота, птицы, овощей и всяких других продуктов, когда при артелях заведутся механизированные прачечные, современные кухни-столовые, хлебозаводы и т. д., когда колхозник увидит, что ему выгоднее получать мясо и молоко с фермы, чем заводить свою корову и мелкий скот, когда колхозница увидит, что ей выгоднее обедать в столовой, брать хлеб с хлебозавода и получать стиранное белье из общественной прачечной, чем самой заниматься этим делом. Будущая коммуна возникнет на базе более развитой техники и более развитой артели, на базе обилия продуктов... Процесс перерастания артели в будущую коммуну должен происходить постепенно, по мере того, как все колхозники будут убеждаться в необходимости такого перерастания» («Вопросы ленинизма», стр. 469).
Этот процесс перехода от артели к коммуне совершится не скоро, но это — историческая перспектива строительства коммунизма в сельском хозяйстве. Социалистическое сельское хозяйство идет к коммунизму через дальнейшее развитие машинно-тракторных станций, совхозов и колхозов, через электрификацию и механизацию сельского хозяйства. Коммунистическое общество будет построено тогда, когда будет уничтожено различие между рабочими и крестьянами, когда общество будет состоять из тружеников, не знающих классового деления, различающихся между собой только по роду деятельности, по производству промышленных изделий и сельскохозяйственных продуктов.
Переход к коммунизму связан не только с развитием техники производства, с развитием производительных сил. Ленин и Сталин указывают, что решающее значение для перехода к коммунизму имеет коммунистическое отношение к труду, более высокая производительность труда, чем при капитализме. Коммунизм — это такое общество, где будет господствовать коммунистическое сознание, в первую очередь проявляющееся в коммунистическом отношении к труду. Коммунизм — это общество наивысшей в истории производительности труда. Уже теперь в советском обществе труд стал делом чести, доблести и геройства. Передовой советский человек не представляет себе, как можно жить и не трудиться. С этой дикостью у нас уже покончено, и увиливание от работы рассматривается как пережиток капитализма, как позорящее человека поведение. Труд на общество становится естественной потребностью человека, привычкой. Постепенный переход от социализма к коммунизму будет тем более ускоряться, чем быстрее будет формироваться коммунистическое сознание всего советского народа, чем быстрее станет всеобщим коммунистическое отношение к труду.
Ленин и Сталин учат, что социалистический труд — это труд еще нормированный. Принципом социализма является: от каждого по способности и каждому по труду; кто не работает, тот не ест. Социалистическое государство, всячески поощряя добросовестное, сознательное отношение к труду, вместе с тем принимает государственные меры воздействия к тем, кто увиливает от труда, не хочет работать, но таких в советском обществе становится все меньше и меньше. Всеобщим движением стало социалистическое соревнование трудящихся, которое является основным методом построения коммунизма. Соревнование является также одним из важнейших путей воспитания трудящихся в коммунистическом духе.
Коммунистический труд, говорил Ленин, есть труд свободный и сознательный, труд, даваемый обществу каждым по его способностям, труд, ставший делом привычки здорового организма.
Переход к коммунизму возможен на основе высочайшего развития техники производства, всеобщей коммунистической сознательности народа и коммунистического отношения к труду, на основе изобилия всех предметов потребления. Когда будет достигнуто это изобилие, станет возможным переход от социалистического принципа: от каждого по способностям, каждому по труду, к коммунистическому принципу — от каждого по способностям, каждому по потребностям.
Товарищ Сталин показал диалектику развития социалистического труда. Социалистический принцип вознаграждения за труд позволяет сочетать личные интересы с общественными. Социалистический труд воспитывает людей в коммунистическом духе. Этот вопрос имеет первостепенное значение, особенно если учесть, что к социализму и коммунизму надо приобщить, кроме рабочих, многомиллионные массы крестьянства. Надо сказать, что в этом отношении теория научного коммунизма была разработана меньше, чем теперь. Ныне же, в решениях большевистской партии, советского правительства, на основе трудов товарища Сталина, этот вопрос разработан обстоятельнейшим образом.
Для тех стран, которые только приступили к строительству социализма, и тем более для тех, которые еще не приступили к нему, вопрос о коммунистическом способе распределения имеет пока чисто теоретическое значение. Для советского общества он в ближайшие годы будет иметь и практическое значение, ибо мы все более ускоряющимися темпами приближаемся к коммунизму. Опыт построения социализма в СССР дает богатейший материал для теоретического решения вопроса о том, как будет в начальной стадии коммунизма осуществляться принцип коммунистического распределения. Этот опыт дает возможность уточнить некоторые прежние положения марксизма по этому вопросу. Предположение Маркса и Энгельса о том, что социализм заменит деньги простыми квитанциями, подтверждающими число отработанных часов и дающими работнику право получать соответствующее количество продуктов, не оправдалось. И. В. Сталин показал, что на первой фазе коммунизма действует в преобразованном виде закон стоимости, остаются деньги, торговля, как важнейшие рычаги экономики в руках Советского государства. Советская социалистическая торговля, всемерно развиваемая и совершенствуемая, является основной формой, основным способом снабжения населения и при переходе к коммунизму, и при вступлении в коммунизм. Следовательно, надо отбросить представление о том, что с переходом к коммунизму сразу же уничтожаются торговля и деньги. Практически дело можно себе представить примерно следующим образом. Изобилие товаров будет столь значительно, а цены на них столь незначительны, что представится полная возможность каждому все полнее и разностороннее удовлетворять свои потребности. Таким образом, переход к распределению по потребностям —- это вполне реальный процесс, чуждый всякой фантастики и мелкобуржуазной идиллии, исходящей из того, что будто бы при коммунизме все будет валяться на складах и каждый сможет подходить и брать все, что ему угодно, без всякого общественного учета и контроля. Научный марксистский коммунизм, как он разработан Сталиным, ничего общего не имеет с этим мелкобуржуазным анархическим представлением о коммунизме.
Коммунизм — это такое общество, где будут уничтожены все противоречия старого общества. Одним из таких противоречий является противоположность между умственным и физическим трудом. Маркс и Энгельс дали принципиальное, общее программное решение этого вопроса. И. В. Сталин конкретизировал решение вопроса о путях уничтожения противоположности между умственным и физическим трудом в условиях строительства коммунизма в СССР. При коммунизме весь народ будет образованным. Все рабочие и крестьяне в культурном отношении поднимутся, по определению товарища Сталина, до уровня инженерно-технических работников. В СССР для решения этой задачи уже проделана колоссальная работа. Во-первых, советский народ уже является поголовно грамотным. В 1949 году в СССР имеется свыше 800 высших учебных заведений и обучается в них около 750 тысяч студентов. Число студентов, обучающихся заочно, достигает 298 тысяч. Таким образом, в СССР уже теперь насчитывается более миллиона студентов, обучающихся в высшей школе. Число студентов в СССР больше, чем во всех европейских странах, вместе взятых, больше, чем в Японии и Индии, вместе взятых. В ближайшие три-четыре пятилетки большинство советского народа в возрасте от 18 до 50 лет получит среднее общее, среднее техническое образование и десятки миллионов людей будут иметь высшее образование. В СССР образование получают не только учащиеся, но и работающие на заводах, фабриках и в колхозах. Стахановцы — это люди высокой технической культуры и общей грамотности; они все более приближаются к уровню инженерно-технических работников. Товарищ Сталин открыл в стахановском труде зачатки такого культурно-технического подъема рабочих, который ведет к уничтожению противоположности между умственным и физическим трудом.
Партия и государство развернули в невиданных масштабах работу по культурно-техническому подъему народных масс. Масштабы этой работы дают представление о неуклонном поступательном движении всего советского общества по пути к коммунизму, о постепенном превращении советского общества в общество, состоящее из образованных людей, людей высокого уровня культуры. Когда все общество будет состоять из образованных людей, тогда отпадет деление на категории умственных и физических работников. В СССР нет прикрепления людей к какой-либо из этих категорий пожизненно, навечно, ибо рабочие и крестьяне СССР все больше сочетают в своей деятельности физический труд с трудом умственным, изобретательством, рационализацией производства, применением науки к производству, обогащением науки и техники новым опытом.
Всестороннее и необычайно высокое развитие новейшей техники, автоматизация и механизация всех процессов производства приведут к устранению старого разделения труда. Люди будут трудиться в различных отраслях производства, науки и техники, выполнять тот или иной род деятельности, к которому чувствуют наибольшее призвание и в котором смогут принести наибольшую пользу обществу. Общий уровень образования позволит им вместе с тем ознакомиться и с другими областями производства, науки и техники. Но всестороннее развитие людей не исключает специализации. Надо отбросить вульгарное представление, будто бы марксизм-ленинизм проповедует уничтожение при коммунизме разделения труда вообще. При коммунизме будет своя специализация, следовательно будет и разделение труда, но они будут носить другой характер, чем при капитализме. Это разделение труда и специализация будут основаны на новой технике и не будут иметь классового характера, не будут вести к какой-то ограниченности индивидуумов, которую создает капиталистическое разделение труда. Окончательное уничтожение противоположности между умственным и физическим трудом, как учат Ленин и Сталин, осуществляется только в развитом коммунистическом обществе. Это сложный и длительный процесс, который для своего завершения потребует значительного времени.
Таково в общих чертах современное состояние теории научного коммунизма, какой она является ныне благодаря дальнейшему гениальному развитию марксизма-ленинизма нашим великим учителем и вождем Иосифом Виссарионовичем Сталиным.
Хм... понимаешь, что мы далеко продвинулиь - и чего-то испугались, отступили. Не собственной смелости "со свиным рылом к калачный ряд"?
Сталин о марксизме ка ко научном учении которое как любьая наука должен развиваться, обогащаться методами и т.п. - работа «Марксизм и вопросы языкознания»